Только мое ощущение. Там для меня одни могилы, близких людей в живых не осталось, это первое. Конечно, у меня есть привязанность, сентимент к определенным местам, дому, где я жил с родителями и т.д.. Так что, теперь мне ходить вокруг этого дома? Там живут другие люди. Город может и стал богаче, покрасивше, но от моего города детства ничего не осталось, кроме нескольких улочек. Учтите еще, что я уехал из Таллинна в 16 лет и больше фактически там не жил, 6 лет в Тарту - и махнул в Россию. Это о городе. Дальше - всё, что я приобрел в культурном, научном, любом отношении (особенно люди) - это же Россия, фактически я вырос в России, болел ее болезнями, здесь увидел людей совершенно иного масштаба, чем в Эстонии. Мой родной язык - русский, начал писать и рисовать я в России, хоть краем-боком, но в среде московских художников 70-х годов. А что теперь меня связывает с Эстонией, кроме нескольких ностальгических воспоминаний? Так что мои слова не об Эстонии, а о том, как я себя позиционирую относительно современной Эстонии. Я с восторгом поддерживал идею эстонской независимости, из первых рук знал, как происходил захват в 1940 году. Мои родственники пострадали и от коммунистов, и от фашистов, и от эстонских националистов, хотя, конечно, фашисты обошлись с ними куда более жестоко. То, что сейчас происходит в Эстонии меня тоже не радует. По совокупности всего, что же я должен еще сказать? Там кладбище - да. Могилы предков. Но этим ведь жив не будешь, если б я был моложе, то сказал бы - не вижу там своего будущего. Но это для меня сейчас вообще не вопрос, где умирать, мне все равно. Конечно, я хочу, чтобы мои картинки и книжки остались в России, они здесь написаны, где же им еще быть? К России у меня отношение сложное, в нем много и любви и ненависти одновременно, а это и есть укорененность: я здесь укоренен, а хочет этого кто-то или нет, мне все равно, это моя проблема. Так что ничего плохого об Эстонии. Сейчас наверное чистенькая милая туристическая провинция Европы. Связывают детские воспоминания. И это всё.
no subject
Date: 2011-03-12 08:31 pm (UTC)Так что мои слова не об Эстонии, а о том, как я себя позиционирую относительно современной Эстонии.
Я с восторгом поддерживал идею эстонской независимости, из первых рук знал, как происходил захват в 1940 году. Мои родственники пострадали и от коммунистов, и от фашистов, и от эстонских националистов, хотя, конечно, фашисты обошлись с ними куда более жестоко.
То, что сейчас происходит в Эстонии меня тоже не радует.
По совокупности всего, что же я должен еще сказать? Там кладбище - да. Могилы предков. Но этим ведь жив не будешь, если б я был моложе, то сказал бы - не вижу там своего будущего. Но это для меня сейчас вообще не вопрос, где умирать, мне все равно.
Конечно, я хочу, чтобы мои картинки и книжки остались в России, они здесь написаны, где же им еще быть? К России у меня отношение сложное, в нем много и любви и ненависти одновременно, а это и есть укорененность: я здесь укоренен, а хочет этого кто-то или нет, мне все равно, это моя проблема.
Так что ничего плохого об Эстонии. Сейчас наверное чистенькая милая туристическая провинция Европы. Связывают детские воспоминания. И это всё.